Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

   14 Декабря 2018 |    150

                                     Пескотерапия как эффективный метод
                                 развития речи детей дошкольного возраста

    В настоящее время большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи, которые имеют различную структуру и степень выраженности.
    Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты.
    В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.
   Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют какую-то форму, но так же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения, словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется.
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход)
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).
Пять шагов организации игрового процесса
•    Первый шаг– демонстрация песочницы.
•    Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотри, здесь много самых разнообразных фигурок. Ты можете их рассмотреть, подержать в руках.)
•    Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Правила моей страны.
Очень все они просты!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

•    Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
•    Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
(Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок)
   Вот некоторые варианты игр с песком
Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
•    “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
•    выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
•    “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
•    создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
              Автогонки.  Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки, которые надо постараться не сбить во время движения.
              По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому.
           Выкладываем и печатаем на песке. Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка или целую картину с домиком, дорожками и деревьями.
           Игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (Вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.
Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки.
           Дорожка. Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.
          Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
          Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите реенка дорисовать картинку.
          Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож.
         Одновременно. Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке.
         Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь  в умении рисовать с закрытыми глазами.
         Вылечи букву (для старшего дошкольного возраста). Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

                                                                                                                                                                     СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ТИМОШЕНКО  , учитель-дефектолог второй квалификационной категории

Возврат к списку


Copyright © 2015-2016.
Сайт сделан по заказу ГУО Ясли-сад №3, г. Речицы