Профилактика заболеваний детей дошкольного возраста.

Профилактика заболеваний детей дошкольного возраста.

   14 Января 2019 |    96

                    Метод контрастного закаливания детей с комбинированной дорожкой


     Профилактика заболеваний детей в дошкольных учреждениях представляет одну из важнейших проблем здравоохранения.


    Актуальной задачей на сегодняшний день является поиск и разработка новых методов неспецифической профилактики простудных заболеваний у детей в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день в медицине существует целый ряд школьных учреждений.


    Однако, применение большинства из них связано с весьма значительными затратами времени, материальных, трудовых ресурсов. В условиях дошкольных учреждений от работников требуются значительные затраты нервной и физической энергии, при этом нередко особые затруднения вызывает индивидуальное закаливание: частое отсутствие холодной или горячей воды, смесителей, недоукомплектация сотрудниками, плохое растирание тела после обливания и т.д. указанные факторы зачастую обустраивают формальный подход к выполнению процедур, что в конечной счете снижает эффективность закаливания. Нами был разработан метод эффективного закаливания детей в дошкольных учреждениях - сочетание воздушного контрастного закаливания с "комбинированной дорожкой". Последняя представляет собой чередование канатной дорожки, ребристой доски, гаревой дорожки, резинового коврика с шипами, солевого и сухого ковриков. На наш взгляд, предложенный метод является более доступным, легко исполнимым и более эффективным. Помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха в комнате достигала 13 - 16 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, лежа в постели 1-2 минуты, выполняют физические упражнения:
1 упражнение - подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками;
2 упражнение - перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу;
3 упражнение - покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук и др.


     По команде руководителя (врача, педагога) - хлопок, удар в бубен - дети встают, быстро снимают спальную одежду и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После этого 1 - 1,5 минуту в холодном помещении выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание уделяется подбору и использованию дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в групповую "теплую" комнату, где температура достигает 21 - 24 градуса (в течении всего дневного сна здесь закрыты окна и даже по мере необходимости включены обогревательные приборы). Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в ходьбе по комбинированной дорожке. Сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, так, чтобы стопа в поперечном направлении обхватывала канат затем дети проходят по ребристой доске, после чего становятся в ящичек с керамзитом и топчутся в течении примерно 30 секунд. Далее резиновый коврик с мелкими шипами, потом влажный коврик солевой. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Темп прохождения по дорожке обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать. Помимо описанного выше комплекса, в "теплой" комнате детям предлагаются следующие варианты деятельности:
1.Разнообразные словесные, подвижные игры (словесное сопровождение руководителя);
2.Подвижные игры с включение творческих элементов и воображения;
3.Разучивание и выполнение новых упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координации;
4.Выполнение тех же физических упражнений, что и в "холодной" комнате, но в более спокойном темпе;
5.Различные виды ходьбы, построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве;
6.Профилактика плоскостопия, нарушения осанки, массаж стопы (доска ребристая, канат, ящик с камушками, массажный коврик, солевой и сухой коврики для солевого закаливания стопы).


   В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей. Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "холодной" комнаты в "теплую" в ходе подвижной игры типа "Самолетики", "Перелетные птицы", "Спутники планет".


    При проведении контрастных ванн с комбинированной дорожкой необходимо соблюдать комплекс следующих правил:
1.Регулярность проведения процедур;
2.Обязательный контраст;
3.Постепенное увеличение разницы температур в "холодной" комнате и "теплой" (от 3 до 8 градусов в течение двух месяцев).
4.Обязательное музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный статус детей, вызывающее желание детей участвовать в контрольных воздушных ванн;
5.Индивидуальный подход к детям;
6.Строгое соблюдение дисциплины во время проведения процедуры;
7.Четкое выполнение дыхательных упражнений.


    Продолжительность занятий для детей старшего возраста 10 - 15 минут, а для детей младшего возраста - 5 - 10 минут. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
Применение этой методики в теплое время года требует использования электрических вентиляторов для снижения температуры в спальной комнате и создания тем самым контрастного температурного фона. Параллельно с этим методов закаливания в теплое время года дети должны закаливаться на улице с использованием гаревой дорожки, которая состоит из песка, керамзита, гальки разной величины, которая в течение дня нагревается на солнышке; скошенная трава и зеленая трава. Продолжительность 10 - 15 минут.


    Темп в начале умеренный, а затем в течении 1-2 недель увеличивается до бега. После болезни дети продолжают заниматься вместе со всеми. Предполагаем, что предложенный выше метод оздоровления позволит повысить в целом социальную и медицинскую помощь для эффективной реабилитации детей дошкольного возраста.

Возврат к списку


Copyright © 2015-2016.
Сайт сделан по заказу ГУО Ясли-сад №3, г. Речицы